Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
В Федеральном законе об образовании (N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года) о профориентации говорится в Ст.42 и Ст.66. В этих статьях сказано, что одна из целей школьного образования - это профориентация, подготовка к самостоятельному жизненному выбору и началу профессиональной деятельности.
Таким образом, по федеральному закону школа выступает одним из важнейших действующих лиц в профориентации.
Выбор будущей профессии - это серьезный и ответственный шаг в жизни каждого человека, требующий подготовки и знаний.
Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio — род занятий и фр. orientation — установка) — это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве. (Википедия)
Профориентация обучающихся включает в себя:
• Профессиональное просвещение — обеспечение молодёжи информацией о мире профессий, учебных заведениях, возможностях профессиональной карьеры
• Профессиональное консультирование по вопросам выбора профессии, трудоустройства, возможностей получения профессиональной подготовки
• Профессиональное воспитание — формирование у молодёжи трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей
Профориентация обучающихся является одним из важнейших факторов правильного выбора будущей профессии.
Цель профориентационной работы - выработка у обучающихся сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в соответствии со своими возможностями, способностями и учётом рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
• Получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях обучающихся
• Выработка гибкой системы сотрудничества с учреждениями дополнительного и профессионального образования
В МКОУ СОШ № 6 с. Самарка
Профориентация реализуется через:
• учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с обучающимися;
Этапы и содержание профориентационной работы:
1-4 классы:
• Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе
• Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую
• Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда
5-7 классы:
• Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности
• Представления о собственных интересах и возможностях
• Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики
8-9 классы:
• Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе предпрофильного обучения
• Профессиональное самопознание
10-11 классы:
• Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности
Организационно-педагогическое сопровождение
профессионального самоопределения обучающихся
направлено на:
• уверенную ориентацию обучающихся в мире профессий, в том числе востребованных экономикой региона и города;
• накопление субъективного опыта и опыта трудовой деятельности, предваряющих выбор обучающимися будущей профессии;
• самостоятельный и ответственный подход обучающихся к выбору будущей профессии или направления (сегмента) профессиональной деятельности;
• создание психолого-педагогических предпосылок для выбора обучающимися профессии, востребованной в регионе (городе);
• формирование условий для становления у обучающихся готовности демонстрировать мобильность в профессии и профессиональной деятельности;
• определение необходимых и достаточных оснований для принятия обучающимися решения о выборе будущей профессии или направления (сегмента) профессиональной деятельности.
Нормативные документы:
• Указ Президента Российской Федерации "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (с изменениями на 21 июля 2020 года)
• Указ Президента Российской Федерации "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"
"Билет в будущее"
«Билет в будущее» – это проект ранней профессиональной ориентации школьников 6−11 классов.
Мы не выбираем профессию, а учим, как выбирать. В современном мире профессии очень быстро меняются, появляются новые. Для выбора профессии в меняющемся мире мало знать, какие профессии существуют. Важно уметь выбирать свой путь. Для того, чтобы выбрать свою траекторию развития, важно понимать себя, свои сильные и слабые стороны, осознанно принимать решения.
Как принять участие в проекте?
Кампания проекта проходит с июля 2020 года. В июле открывается регистрация участников и их родителей на платформе проекта и участие в онлайн-пробах. Участие в очных практических мероприятиях начнется, когда будет снят режим самоизоляции (в зависимости от региона).
Регистрация
Родителю и ребенку нужно пройти регистрацию на Платформе проекта, у каждого будет свой личный кабинет, в котором будут отражаться результаты участия.
О персональных данных
Для участия в проекте необходимо согласие родителей или законных представителей несовершеннолетних участников на использование их персональных данных. Согласие дает родитель в своем личном кабинете. После этого ребенок приступает к участию.
Онлайн-диагностика
Онлайн-диагностика состоит из тестов и интерактивных игр, которые помогают участнику определить профессиональные интересы и склонности.
Всего в личном кабинете более 60 тестов. Чем больше тестов проходит участник, тем точнее система определяет его интересы и подбирает подходящие практические мероприятия и рекомендации. Результаты тестов становятся частью цифрового профиля участника.
"ПроеКТОриЯ"
«ПроеКТОриЯ» – Интернет портал ранней профнавигации для школьников.
Образовательный интернет-портал «ПроеКТОриЯ» ориентирован на старшеклассников, авторов инженерных разработок, которые, решая сложные задачи в настоящий момент, проектируют высокотехнологичное будущее.
Основная цель проекта – помочь талантливым школьникам сориентироваться в возможностях карьерного развития и сделать осознанный выбор своей профессиональной траектории.
«Как и где реализовать свой творческий потенциал? Какую специальность выбрать? В каких вузах можно получить навыки и компетенции, соответствующие самым актуальным требованиям индустрий? Какие профессии будут наиболее востребованы через 5-10 лет? Какая траектория профессионального развития оптимально подходит именно мне: карьера ученого, работа в госкорпорации, частной компании или развитие собственного «бизнеса на технологиях?»
Едва ли не каждый школьник задается этими вопросами. «ПроеКТОриЯ» направлена на то, чтобы каждый заинтересованный школьник смог составить своего рода карту возможностей профессионального развития, понять специфику высокотехнологичных отраслей промышленности через решение проектных задач и взаимодействие с передовыми компаниями.
Подробнее по ссылке